Статья 15. Структура
системы образования
1. Система образования Российской
Федерации представляет собой совокупность:
2. Система образования создает
условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни
посредством реализации преемственных основных образовательных программ и
различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности
одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета
имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при
получении образования последующих уровней.
3. В системе образования устанавливаются
следующие уровни образования:
1) дошкольное образование;
2) общее образование:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование;
3) среднее профессиональное образование:
подготовка квалифицированных рабочих;
подготовка специалистов среднего
звена;
4) высшее образование:
бакалавриат;
магистратура, подготовка специалиста;
подготовка научно-педагогических
кадров.
Статья 16. Федеральные
государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования
1. В Российской Федерации
устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты,
соблюдение которых обязательно при реализации основных образовательных программ
в имеющих государственную аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, а также в дошкольных образовательных организациях.
2. Федеральные государственные
образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных
программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной
программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной
образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного
процесса;
2) условиям реализации основных
образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных
образовательных программ (за исключением основных образовательных программ
дошкольного образования).
3. Федеральные государственные
образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные
стандарты и требования, устанавливаемые университетами, обеспечивают:
1) единство образовательного
пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных
образовательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и
высшего образования;
3) вариативность содержания основных
образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность
формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и
качества образования на основе единства обязательных требований к реализации
основных образовательных программ;
5) признание документов иностранных
государств об образовании.
4. В целях обеспечения реализации
права на образование отдельных категорий обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты
включаются специальные требования.
5. Федеральные государственные
образовательные стандарты дошкольного образования и общего образования
разрабатываются по уровням образования. Федеральными государственными
образовательными стандартами среднего общего образования могут устанавливаться
требования к структуре основной образовательной программы и результатам ее
освоения на базовом и профильном уровнях.
Федеральные государственные
образовательные стандарты среднего профессионального образования и высшего
образования разрабатываются по профессиям, направлениям подготовки и
специальностям, определяемым с учетом актуальных и перспективных потребностей
личности, общества и государства, его обороны и безопасности, направлений
развития науки, культуры, образования, техники и технологий, экономики и
социальной сферы.
Перечни таких профессий, направлений
подготовки и специальностей, включая номенклатуру специальностей
научно-педагогических кадров, а также соответствующий общероссийский классификатор
специальностей по образованию формируются и утверждаются в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
При включении в перечни, указанные в абзаце
третьем настоящей части, новых профессий, направлений подготовки и
специальностей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным
профессиям, направлениям подготовки и специальностям, указанным в предыдущих
перечнях профессий, направлений подготовки и специальностей или в общероссийском
классификаторе специальностей по образованию.
6. Федеральные государственные
образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
7. Проекты федеральных
государственных образовательных стандартов разрабатываются в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, по заказу федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, и (или) в инициативном порядке организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, иными организациями, действующими в системе
образования.
Разработка федеральных
образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования осуществляется
с привлечением объединений работодателей и органов исполнительной власти,
заинтересованных в подготовке кадров по соответствующим профессиям,
направлениям подготовки и специальностям, а также государственно-общественных
объединений, действующих в системе образования, организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, представителей научно-педагогических сообществ.
При формировании федеральных
государственных образовательных стандартов среднего профессионального
образования и высшего образования учитываются положения профессиональных
(квалификационных) стандартов.
В случае необходимости включения в
федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования
сведений, составляющих государственную тайну, они разрабатываются и
утверждаются с учетом требований, предъявляемых к защите этих сведений.
Порядок разработки и утверждения
федеральных государственных образовательных стандартов определяется Правительством
Российской Федерации.
8. Университетам в случаях,
установленных настоящим Федеральным законом, предоставляется право реализации основных
образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных
программ на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и
требований.
В случае если образовательные стандарты
устанавливаются университетами по направлениям подготовки (специальностям), по
которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты, требования
к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных
программ высшего образования, включаемые в такие образовательные стандарты, не
могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных
образовательных стандартов.
9. В случаях, предусмотренных
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации, могут устанавливаться федеральные государственные
требования к дополнительным профессиональным программам.
Федеральные государственные
требования устанавливаются к результатам освоения, структуре и условиям
реализации дополнительной профессиональной образовательной программы и являются
обязательными при реализации соответствующих образовательных программ имеющими
государственную аккредитацию организациями, осуществляющими образовательную
деятельность.
10. Федеральные государственные
образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также
образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами,
являются основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших
образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо
от формы получения образования и обучения.
Статья 17. Общие
требования к содержанию образования
1. Содержание образования как один из
определяющих факторов экономического и социального прогресса общества
ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование
правового, социального, демократического государства, эффективное развитие
экономики, обеспечение национальной безопасности государства.
2. Содержание образования должно
обеспечивать:
высокий уровень общей и
профессиональной культуры личности и общества;
формирование у обучающегося
соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о
картине мира;
духовно-нравственное развитие
личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в
национальную, российскую и мировую культуру;
формирование человека и гражданина,
являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на
поступательное развитие и совершенствование этого общества;
удовлетворение образовательных
потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;
развитие кадрового потенциала
общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в
высококвалифицированных рабочих и специалистах.
3. Профессиональное образование и профессиональное
обучение должны обеспечивать получение обучающимся профессии (специальности) и
(или) соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой,
национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать
разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права
обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Статья 18.
Образовательные программы
1. Образовательные программы
определяют содержание образования соответствующих уровня и (или)
направленности.
Реализация образовательных программ
осуществляется в целях обеспечения возможности непрерывного образования, общего
и профессионального развития человека в течение всей жизни в соответствии с
образовательными и профессиональными потребностями.
2. Образовательные программы
самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность.
В имеющих государственную
аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
образовательные программы разрабатываются на основе соответствующих
федерального государственного образовательного стандарта, федеральных
государственных требований, образовательных стандартов и требований,
устанавливаемых университетами (при их наличии), если иное не установлено
законодательством об образовании.
3. К
основным образовательным программам относятся образовательные программы,
разработанные по уровню образования, профессии, направлению подготовки или
специальности, по которым устанавливаются федеральные государственные
образовательные стандарты. В системе образования Российской Федерации реализуются
основные общеобразовательные и основные профессиональные образовательные
программы.
4. Основные общеобразовательные
программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности,
адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного
выбора и освоения основных профессиональных образовательных программ и программ
профессиональной подготовки.
5. К основным общеобразовательным
относятся образовательные программы:
1) дошкольного образования;
2) общего образования (начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования).
Основные общеобразовательные
программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего
образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа
базируется на предыдущей.
6. Основные профессиональные
образовательные программы направлены на решение задач интеллектуального,
культурного и профессионального развития человека, подготовку квалифицированных
специалистов и научно-педагогических кадров соответствующего уровня образования
и квалификации в соответствии с потребностями общества и государства.
7. К основным профессиональным
относятся образовательные программы:
1) среднего профессионального
образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы
подготовки специалистов среднего звена);
2) высшего образования (программы
бакалавриата (прикладного, академического), программы подготовки специалиста,
программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров,
специализированные последипломные программы (ординатура,
ассистентура-стажировка)).
8. Нормативные сроки освоения
основных образовательных программ и (или)
объем основных профессиональных образовательных программ в зачетных
единицах (кредитах) в имеющих государственную аккредитацию образовательных и
научных организациях определяются федеральными государственными
образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным
законом.
9. Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования, иные уполномоченные
Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти,
имеющие в своем ведении образовательные учреждения, в части основных
образовательных программ обеспечивают разработку на основе федеральных
государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных
программ соответствующих уровня и направленности.
Примерные основные образовательные
программы разрабатываются в установленном законодательством Российской
Федерации порядке по заказу уполномоченных государственных органов
исполнительной власти и (или) в инициативном порядке образовательными и
научными организациями, объединениями образовательных организаций,
общественными и государственно-общественными объединениями, иными
организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.
Участие в разработке на основе
федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных
образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета
региональных, национальных и этнокультурных особенностей) принимают в
установленном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющие управление в сфере образования
10. Примерные основные
образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в
себя базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных
курсов, предметов, дисциплин, модулей и иные методические материалы.
Примерные образовательные программы,
примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей имеют для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендательный
характер.
11. Примерные основные
образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных
образовательных программ, являющийся общедоступным государственным
информационным ресурсом. Порядок проведения экспертизы и ведения реестра
примерных основных образовательных программ, порядок аккредитации организаций,
которым предоставляется право ведения такого реестра, устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
12. В системе образования с учетом
возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и
(или) профессиональной квалификации обучающихся реализуются дополнительные
образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеобразовательные
и дополнительные профессиональные программы.
Дополнительные общеобразовательные
программы направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных
способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию,
организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. Дополнительные
профессиональные программы реализуются в целях профессионального развития,
совершенствования профессионально значимых качеств, приобретения новых
профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенного вида
профессиональной деятельности, новых трудовых функций и (или) должностных
обязанностей.
К дополнительным профессиональным
программам относятся: образовательные программы профессиональной переподготовки;
программы повышения квалификации (программы профессионального развития,
квалификационные программы).
13. Наряду
с образовательными программами в сфере образования реализуются программы
профессионального обучения и программы подготовки научных кадров.
Программы профессионального обучения
предназначены для освоения лицами различного возраста, имеющими образование не
ниже уровня основного общего, профессиональных компетенций или навыков,
необходимых для выполнения определенных трудовых функций, в том числе работы с
конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными
профессиональными средствами, и направлены на получение квалификации (разряда,
класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза.
Программы подготовки научных кадров
направлены на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их
результатам диссертации на соискание ученой степени в соответствии с
номенклатурой научных специальностей.
Статья 19. Формы обучения
1. В Российской Федерации образование
может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, или вне таких организаций, в том числе в форме семейного
образования, самообразования.
2. Обучение в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, с учетом потребностей и возможностей личности и в
зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с
обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.
Перечень основных образовательных
программ и (или) направлений подготовки (специальностей), по которым освоение
основных образовательных программ среднего профессионального и высшего
образования в очно-заочной, заочной формах обучения не допускается,
устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
3. Обучение вне организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в форме семейного
образования и самообразования.
4. Допускается
сочетание различных форм получения образования и обучения.
5. Для всех форм обучения в пределах
конкретной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы
действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или
федеральные государственные требования, образовательные стандарты или требования,
устанавливаемые университетами.
6. Допускается получение дошкольного
и общего образования в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, без ее посещения в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
|