Приветствую Вас Гость | RSS
Среда
03.06.2020, 06:54
Прорвемся!
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Информатика [44]
Методические материалы по информатике
Математика [13]
Методические материалы по математике
Учитель года [7]
Общие методики [3]
Нормативные документы [1]
Классное руководство [0]
Технология [4]
Методические материалы по учебному предмету "Технология" в 10-11 классах общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
Программы [16]
Рабочие программы по математике, информатике и ИКТ, технологии

Сервис проверки

Сайт за 10 минут
WoWeb.ru - портал для веб-мастера
Топ сайтов Юкоз

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

My-Shop Учебники

Реклама

Партнер
Хочешь заработать в Интернете? Жми сюда!

Форма входа


Что нового?

Главная » Файлы » Учитель года

Почему ребенок учится?
[ Скачать с сервера (90.0 Kb) ] 13.01.2011, 20:15

Почему ребенок учится?

Когда я сама была ребенком, этот вопрос у меня не возникал. Училась потому, что было интересно, потому, что родители твердили, что без учебы нет будущего, потому, что учились все мои ровесники. Училась потому, что так было проще: легче выполнить задание,  чем выслушивать затем нотации взрослых. И лишь когда пришла в школу в качестве учителя, задумалась: а что все-таки заставляет детей учиться?

Педагогическая литература утверждает: в основе наших действий лежат мотивы. Мотивы внешние и внутренние, осознанные и неосознанные. Что же такое мотив? Ниже приведены выдержки из различных источников, касающихся мотивов, собранные мной при обобщении опыта по теме «Интеграция образовательных технологий как способ повышения мотивации и активизации учебной деятельности на уроках математики».

 


                                  Схема развития мотивационного процесса

Первичная форма мотивов – вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям. Впоследствии ими становятся также предметы идеальные, («мотивы-цели»). Деятельность человека побуждается обычно одновременно несколькими мотивами, один из которых является основным, а другие – подчиненными. Особенность ведущих мотивов состоит в том, что, кроме функции побуждения и направления деятельности, они придают этой деятельности личностный смысл. Мотивы могут находиться в различных отношениях между собой и внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимное противоречие и в противоречия с объективными возможностями. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений».

Мой опыт работы в школе показал, что мотивацию можно разделить по способу формирования на внешнюю и внутреннюю, а по эмоциональной окраске на отрицательную и положительную. К отрицательной внешней мотивации учения относятся боязнь получения плохой оценки, неодобрения учителя или родителя, желание избежать неприятностей, связанных с невыполнением задания. Этот вид мотивации превалирует у ребят, испытывающих постоянные учебные затруднения, не имеющих четкой цели учебной деятельности, редко попадающих в ситуацию учебного успеха. Однако, даже такой невысокий уровень мотивации уже позволяет достичь определенных положительных результатов и может служить ступенькой для перехода к более высокому уровню внешней положительной мотивации. На этом уровне возникает потребность в получении более высокой отметки, в разрешении созданной учителем проблемной ситуации, в уважении учителем и одноклассниками, в признании достижений.

Мотивация наиболее ярко проявляется на этапе целеполагания, часто являясь результатом проблемной ситуации. Однако мотивация не менее важна и на остальных этапах урока. Она должна пронизывать весь урок, служить опорой для учебной деятельности.

Основой наиболее действенной внутренней мотивации служит осознанность действий, поэтому главным способом мотивации я считаю умение ученика задавать себе вопросы и отвечать на них своей деятельностью. Ученик должен понимать, зачем он выполняет те или иные действия, как он будет работать, что получит в результате. В таблице приведены примеры самомотивации на различных этапах урока (обучить приемам самомотивации – задача для меня, учителя).

Этапы урока

Способы мотивации (вопросы ученика самому себе)

Планирование УД

Какие знания и умения нужно сформировать на уроке?

Какие задания необходимо выполнить на обязательном уровне? на повышенном уровне? (использовать учебник).

Сколько времени понадобится для формирования ЗУН обязательном уровне? на повышенном уровне? Какой уровень усвоения темы доступен для меня? (определяется индивидуально).

Какую форму работы выбрать: фронтальную, групповую, индивидуальную, чтобы достичь намеченного уровня? (определяется индивидуально).

На каких этапах необходим промежуточный контроль и в какой форме?

Какая форма оценивания мне нужна?

Реализация плана

Как я могу проверить правильность выполнения задания: по записям на доске, по ответам в учебнике, с помощью учителя или одноклассника?

В случае ошибки какой способ коррекции выбрать: выполнение действия у доски с проговариванием вслух и постоянным контролем со стороны учителя и учащихся; выполнение действия на месте с проговариванием вслух и постоянным или периодическим контролем со стороны учителя или одноклассника; дополнительное выполнение аналогичных действий с последующей проверкой; осознание ошибки, соответствующая метка в тетради или другое?

Успеваю ли я выполнить намеченный план? Как оптимизировать работу?

Итог урока

Какие знания и умения сформированы на уроке? Выполнен ли намеченный мною план? Где было потеряно время? Какие ЗУН остались не сформированными полностью? Какую деятельность планировать  на следующем уроке?

Домашнее задание

Какие знания и умения требуют закрепления в домашней работе? Что выучить наизусть? Какие задания сделать? Какой объем домашней работы для меня оптимален: что я смогу сделать и что мне надо сделать для успешной работы на следующем уроке?

Нужно помнить, что, несмотря на высокий уровень внутренней мотивации, нельзя ограничиться только этим видом мотивации, иначе учение превращается в самоцель, деятельность, замкнутую на себя, и развитие личности замедляется. Ученик должен видеть, что его деятельность приносит реальный результат, адекватно оценивается. Этого можно достичь с помощью внешней мотивации: устной или письменной оценки, похвалы. Для любого ученика важно, чтобы учитель или одноклассники отметили любой его, пусть даже незначительный, успех, отметили тенденцию к росту личности.

Мотивация, осознанность действий и самостоятельность – вот те три точки опоры, на которых я строю учебный процесс. В пятых, шестых классах я способствую формированию общих приемов организации учебной деятельности. Ввожу и отрабатываю приемы мыслительной деятельности. Наиболее благоприятные условия для отработки различных приемов создает проверка правильности выполнения домашнего задания. Учащиеся сравнивают свое решение с образцом или решениями одноклассников, выделяют общее и различия, делают вывод о верности, рациональности решения. Обсуждая решения домашних задач, ребята учатся основам коммуникации, само- и взаимоконтролю, умению аргументировать, обосновывать свои решения, оценивать себя и одноклассников. Многие приемы мыслительной деятельности ввожу и отрабатываю при решении математических задач. С пятого класса ученики начинают составлять справочник по математике. В ходе этой работы они овладевают умением пользоваться справочным материалом, выделять главное, формулировать высказывания на математическом языке, структурировать текст. Учу ставить цель, формулировать ближайшие учебные задачи, обучаю способам коммуникации, контроля, умению выделять обязательный уровень. Знакомлю с критериями оценки учебной деятельности, учу адекватной самооценке и взаимооценке.

К седьмому классу уже создана основа для организации работы групп подвижного состава. Эта разработанная мною форма организации учебного процесса наиболее приемлема на уроках алгебры в 7 – 11 классах на этапе отработки и закрепления знаний, умений и навыков.

Методику работы групп подвижного состава я оформила в виде схемы:

 

Сочетание внешней и внутренней мотивации, формирование осознанности действий ярко проявляется в методике работы групп подвижного состава. В основе предлагаемой методики лежит теория поэтапного формирования умственных действий, предложенная П.Я.Гальпериным.

Гальперин делит действия по выполняемым функциям. «В каждом человеческом действии есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть». Отсюда следует, что оптимальная учебная деятельность должна состоять из трех этапов: вводно-мотивационного, операционно-познавательного и контрольно-оценочного. В правильно организованной учебной деятельности должны присутствовать все три этапа. Но эти этапы не имеют четких временных рамок, они пронизывают весь учебный процесс от начала и до конца. «Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из следующих элементов: потребности –> мотив –> цель –> задачи –> действия –> операции»

Я не нашла в педагогической литературе методики, подобной работе групп подвижного состава. Однако опыт применения показывает, что она успешно интегрируется с методиками личностно-ориентированного обучения, соответствует пяти законам, сформулированным  Дж. Ховардом для «Школы завтрашнего дня», успешно применяется в рамках технологии уровневой дифференциации, технологии критического мышления.

Современные подходы к развитию учебной мотивации рекомендуют охватить, задействовать как можно более широкий круг мотивов – познавательные мотивы, мотивы компетентности, общения с учителем и сверстниками и уважения с их стороны, мотивацию достижения, личной ответственности и личной причинности и другие. Многие из этих мотивов задействованы при работе групп подвижного состава.

Работу групп подвижного состава можно условно разбить на три этапа:

1 этап: ориентационный. На уроке новых знаний рассматривается теоретический материал, дается образец выполнения и оформления заданий. Учащиеся приступают к выполнению заданий обязательного уровня. Решение этих заданий выполняется в тетрадях и  выносится учащимися «по цепочке» на доску с подробным комментарием. Цель этапа: сформировать алгоритм деятельности. Форма деятельности: работа по образцу. Контроль внешний – со стороны учителя и учащихся.

Часть учащихся переходит к самостоятельному выполнению заданий обязательного уровня, проверяя его правильность по записям на доске или сравнивая с ответами в учебнике. По мере выполнения всех заданий обязательного уровня для них проводится оперативный контроль (срез знаний).

2 этап: познавательный.  Учащиеся, успешно справившиеся со срезом знаний, переходят ко второму этапу. Они образуют группу, работающую самостоятельно над заданиями повышенного уровня. В этой группе применяется само- и взаимоконтроль. Каждый из учащихся этой группы может быть проверяющим или консультантом (эти роли постоянно меняются). В случае необходимости группа обращается за консультацией к учителю. В это время остальная часть учащихся продолжает работать с учителем над заданиями обязательной части.

После выполнения обязательного уровня всеми учащимися проводится дифференцированная самостоятельная работа, по результатам которой определяется уровень овладения учащимися данной темой и в случае необходимости реализуется программа индивидуальной коррекции на обязательном или повышенном уровне.

3 этап: творческий. На этот этап выходят те учащиеся, которые успешно и с высокой скоростью прошли предыдущие этапы. Цель данного этапа: развить ЗУН по изучаемой теме, перевести их в творческую плоскость, личностно-значимые ценности. Формы работы могут быть различны: самостоятельное углубленное изучение темы, творческий проект, изучение дополнительной литературы по вопросу и другие.

Работа групп подвижного состава занимает обычно 2-3 урока, поэтому ее так трудно показать на открытом уроке. Да и внешне уроки мало эффектны: ученики решают задачи либо самостоятельно, либо собираются в группу на некоторое время, а потом расходятся или подходят друг к другу для проверки. Иногда возникает спор, в этом случае зовут учителя. Учитель, кажется, просто следит за классом, подходит к ученикам или группам, вполголоса обсуждает проблему. На самом деле эта методика требует от учителя умения работать одновременно с несколькими группами, держать в уме и быстро проверять достаточно большой объем заданий.

При работе в группах подвижного состава учащиеся со слабой математической подготовкой постоянно находятся под моим контролем, имеют возможность овладеть прочными знаниями, умениями и навыками на обязательном уровне, видят перспективу развития. Успешное выполнение заданий обязательного уровня укрепляет самооценку школьника.

Способные учащиеся имеют возможность более глубоко изучить тему, самостоятельно добыть новые знания после глубокого осознания обязательного уровня. Достаточно высокий уровень самостоятельности учебных действий в сочетании с регулярным контролем их правильности вырабатывает у учеников умение анализировать причины ошибок, самостоятельно корректировать знания и умения.

Учащиеся имеют возможность и право самостоятельно определить уровень обученности, которого они хотят достигнуть. Самостоятельность выбора преодолевает конфликт между требованиями учителя и  возможностями ученика, соответствует принципам личностно-ориентированного подхода в обучении. Возможность перехода из одной группы в другую снимает психологический дискомфорт, освобождает от ярлыка «сильного» и «слабого» ученика. Добровольность выбора уровня обученности создает внутреннюю мотивацию обучения, что является основой сознательной дисциплины и самостоятельности учащихся.

Таким образом, работа в группах подвижного состава способствует  удовлетворению важнейших потребностей подростка в общении и самоутверждении и включена в широкий конспект общего личностного развития подростка.

При планировании урока я особое внимание уделяю тренингу и отвожу ему большую часть времени. Только имея прочный базовый навык выполнения заданий обязательного уровня, ученик приходит к осознанному пониманию учебного материала и готов к решению задач повышенного уровня. Поэтому большую часть нового материала в старших классах я излагаю в лекционной форме. Возможно, это придает некоторую сухость уроку, уменьшает элемент творчества на уроках формирования новых знаний и умений, но позволяет выделить время для более широкого и глубокого изучения материала. Кроме того, творческое начало присутствует на уроках закрепления, при индивидуальной работе или работе в группе подвижного состава. Ведь нет большего удовлетворения, чем от найденного самостоятельно или в группе решения сложной задачи. А поиск этого решения обязательно включал элементы обязательных заданий, выполняемых учеником автоматически, без больших затрат времени и мысленных усилий. К тому же многие вопросы математического анализа абстрактны, не связаны с эмпирическим опытом учащихся, и в этом случае проблемная ситуация искусственна, ее создание требует больших усилий со стороны учителя и неоправданной затраты учебного времени, которое большинство учителей математики считают, как скряги, по минутам.

  В основном я использую три типа уроков: урок формирования новых знаний и умений, урок закрепления и развития, урок контроля и коррекции. Структура этих типов уроков хорошо известна моим ученикам, организация учебной деятельности, «врабатывание» не требует лишних затрат времени. 

Каждый урок состоит обычно из трех этапов:

Кроме того, использую другие формы организации урока. В качестве примера на конкурс представлена видеозапись урока - ролевой игры с элементами эвристической беседы. Считаю, что именно интеграция различных методов и приемов позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, творчески сочетать внешнюю и внутреннюю мотивацию учения.

Для оценивания всех форм контроля применяю «метод сложения»: обязательный уровень оценивается отметкой «3», повышенный (при условии выполнения обязательного уровня) - «4» или «5».

Контроль выполнения домашнего задания заключается в проверке и оценивании блока домашних задач. Этот блок задаю учащимся на вводном уроке. Он включает задания обязательного и повышенного уровня. Каждое задание оценивается отметкой от 0 до 5. Отметка- это количество баллов, полученных за выполнение задания. На первом уроке определяется количество баллов, которое необходимо набрать для получения желаемой оценки. Перед итоговым контролем (контрольной работой или зачетом) подводятся итоги выполнения домашнего задания, подсчитывается количество баллов, сравнивается с критериями оценки и ставится отметка в журнал и лист учета. Блоки домашних заданий тоже работают на воспитание самостоятельности и ответственности. Как сказал мне один ученик: «Проблема домашнего задания по математике в том, что не Вы требуете от меня ежедневного его выполнения, а я сам должен заставить себя сесть и выполнить положенные номера».

Используемая мною организация учебного процесса позволяет формировать и развивать личность в ходе учебной деятельности. Выделение в каждом виде учебной деятельности обязательного и повышенного уровня дифференцирует процесс обучения, создает условия для достижения повышенного уровня после и на основе глубокого осознания  обязательного уровня. Это является предпосылкой для роста и развития личности. Существование четких критериев уровней обученности и контрольно-оценочной деятельности повышает уровень и эффективность учебного процесса,  позволяет ученику самостоятельно определить уровень обучения. Свобода выбора уровня обучения снимает психологический дискомфорт, обеспечивает переход отрицательной внешней мотивации в положительную внешнюю и во внутреннюю мотивацию. При постоянной внутренней мотивации возникает интерес к предмету, потребность в творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к предмету, что является основой профильного обучения и профессионального самоопределения.

Воспитание внимания как свернутого самоконтроля и развитие интуиции как  свернутого сознания повышает качество обучения и служит развитию личности. Воспитание самостоятельности, осознанности действий, самодисциплины является основой становления личности и формирования ее характера через учебную деятельность.

Так почему учатся мои ученики? Потому, что они ставят перед собой конкретную личностно значимую цель, умеют планировать деятельность по ее достижению, осознавать и оценивать результаты своих действий

Категория: Учитель года | Добавил: klop
Просмотров: 1146 | Загрузок: 139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Сегодня
clock for blog free часы для сайтов

Друзья сайта
  • Уроки информатики и ИКТ
  • Школьный сайт
  • Сайт школьного округа
  • Сайт РМО Кытмановского района
  • Комитет администрации Кытмановского района по образованию
  • Официальный сайт Кытмановского района
  • Клуб УГА
  • Современный учительский портал
  • Центр методической поддержки внедрения ПСПО в Алтайском крае
  • Стихи и песни моего сына
  • Группа IdeA в контакте

  • Погода в доме

    Внимание!

    Сайт РМО

    Удаленный доступ

    Copyright MyCorp © 2020
    Сайт создан в системе uCoz