Структура документа
Рабочая программа
включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным
распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения
разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о
закономерностях протекания информационных процессов в системах различной
природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Она способствует формированию
современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и
познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке
информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном
процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики
основной школы выступают информационные процессы и информационные
технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания
информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия
как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы
управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение
школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся
значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации
школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения
эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для
повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность
изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно
раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных
технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне
зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации
«безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация»
первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу
получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука.
Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере,
обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов
(текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и
графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие
информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно
подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и
описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы как
компьютерные инструменты, требующие
относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними,
рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных
технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов
используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С
самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте
компьютерного моделирования и
используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с
компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных,
технологических и биологических систем.
Большое внимание рабочая программа отводит изучению
телекоммуникационных технологий и технологии коллективной проектной
деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать
информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать,
отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию;
проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать
планы.
Программой
предполагается проведение непродолжительных практических работ (10 – 20 мин),
направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов –
интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного
содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При
выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного
материала и заданий из других предметных
областей. Как правило, такие работы требуют больше времени, чем один учебный
час. Поэтому часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не
требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий)
может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность;
работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких
недель.
Цели
Изучение информатики и информационных
технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения
информатики и информационных технологий на ступени основного общего
образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в
неделю и IX классе – 70 учебных часов из
расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у
учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе
основного общего образования являются: определение
адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих
стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных
и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной
деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет
особенностей различного ролевого поведения).
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и
информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на
реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к
учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники
должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на
более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать
информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры
информационных объектов и процессов, приводить примеры практического
использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной
информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования,
выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение
разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение
базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
|