Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
21.05.2018, 20:38
Прорвемся!
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Информатика [44]
Методические материалы по информатике
Математика [13]
Методические материалы по математике
Учитель года [7]
Общие методики [3]
Нормативные документы [1]
Классное руководство [0]
Технология [4]
Методические материалы по учебному предмету "Технология" в 10-11 классах общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
Программы [16]
Рабочие программы по математике, информатике и ИКТ, технологии

Сервис проверки

Сайт за 10 минут
WoWeb.ru - портал для веб-мастера
Топ сайтов Юкоз

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

My-Shop Учебники

Реклама

Партнер
Хочешь заработать в Интернете? Жми сюда!

Форма входа


Что нового?

Главная » Файлы » Общие методики

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство формирования ИКТ-компетенций в условиях реализации ФГОС ООО
[ Скачать с сервера (47.5Kb) ] 09.03.2015, 17:32

Секция 2. Организация образовательного процесса, направленного на достижение новых образовательных результатов.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство формирования ИКТ-компетенций в условиях реализации ФГОС ООО
Заречнева И.В. , учитель математики МБОУ СОШ № 15 с УИОП г. Заринска Алтайского края

Понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» сформулированы в Законе об образовании РФ от 2012 г. в статье 16. [1]
«Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»
Закон об образовании является нормативно-правовым актом, регулирующим применение электронного обучения и ДОТ.  Начнем с того, что разберем, что входит в эти понятия. 
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности, сочетающая автоматизированные системы управления образованием, электронные образовательные ресурсы и информационно-телекоммуникационые сети. Взаимодействие составных элементов электронного обучения можно представить в виде схемы:
 
Рис. 1. Схема составных элементов электронного обучения
1) Функции АСУ(автоматизированной системы обучения):
 - информирование участников образовательного процесса;
- мониторинг образовательной деятельности;
- контроль за результатами образовательной деятельности.
Примеры АСУ: Сетевой город. Образование, 1С. Школа
2) К ЭОР (электронно-образовательным ресурсам) относятся:
- электронные УМК (учебно-методические комплекты);
- учебные курсы, разработанные в СДО (Moodle, e-Learning);
- электронный учебный контент (презентации, видеоролики, обучающие фильмы, дополнительная литература  и т.п.), доступный через сеть Интернет либо распространяемый посредством материальных цифровых носителей носителей. 
3) Информационно-телекоммуникационные сети обеспечивают взаимодействие участников образовательного процесса, в том числе и дистанционно. К ним относятся, в первую очередь, Интернет, а также системы телефонной, сотовой связи. 
Понятие дистанционного обучения не прописано в нормативно-правовой базе, используется более узкое понятие «дистанционные образовательные технологии». Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые средствами информационно-телекоммуникационных сетей при опосредствованном (на расстоянии) взаимодействии учителя и ученика. 
 
Рис. 2. Схема реализации ДОТ
Стимулом для развития электронного обучения, применения ДОТ служит федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный  приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897[2]
Стандарт, включающий  в себя требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации образовательной программы, направлен на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, доступности получения  качественного основного общего образования, условий создания социальной ситуации развития обучающихся. Дистанционные образовательные технологии позволяют не ограничиваться материальными и кадровыми возможностями локальной образовательной организации, реализовать сетевое взаимодействие.
Требования Стандарта к результатам, структуре и условиям освоения образовательной программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также детей с особыми образовательными запросами.  Реализация образовательной программы с применением дистанционных технологий позволяет успешно строить для таких детей индивидуальные образовательные траектории. 

 Использование ДОТ позволяет реализовать системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ДОТ способствует достижению, в первую очередь, метапредметных результатов освоения ООП: формирование УУД, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Обучение на расстоянии плодотворно при высокой самостоятельности учащегося, умении планировать, внутренней мотивации на учебную деятельность и обучающее общение.
Использование дистанционных образовательных технологий порождает большое количество вопросов. С чего начать? Какие инструменты использовать? Как организовать обучение и контроль знаний? Как добиться качественного общения на расстоянии? За прошедшее время удалось найти ответы на многие вопросы. Эта статья — возможность поделиться своими наработками с коллегами, оказать им помощь, облегчить начало работы в режиме on-line.
Первый вопрос: организация качественной звуковой и видеосвязи. Интернет-рынок предлагает сегодня достаточно большой выбор систем мгновенного сообщения. Это и социальные сети, и специализированные ресурсы. Особо стоит отметить наиболее широко распространенный ресурс Skype http://www.skype.com/ru/ . Вот выдержка с официального сайта Skype: “Skype – это программное обеспечение для связи с миром. Миллионы людей и компаний используют Skype для бесплатной видеосвязи и голосовых звонков, а также для обмена мгновенными сообщениями и файлами с другими пользователями Skype. К вашим услугам сразу несколько способов использовать Skype: на мобильном телефоне, на компьютере или на телевизоре с встроенным Skype.” Преимущество Skype в первую очередь в том, что многие имеют уже свой аккаунт в этой системе и умеют им пользоваться.  Функционал Skype обширен — голосовая и видеосвязи, звонки на стационарные телефоны и мобильные устройства, передача файлов, текстовый чат, отправка sms-сообщений, демонстрация экрана. Часть функций является платной или ограничена при бесплатном использовании. Например,  на групповые видеозвонки распространяются ограничения на использование в целях предотвращения злоупотреблений: не более 100 часов групповой видеосвязи в месяц, не более 10 часов в день и не более 4 часов на каждый групповой видеозвонок. В настоящий момент в приложении Skype групповая видеосвязь с 9 пользователями бесплатна. Раньше эта отличная функция была доступна только по подписке на Skype Premium. Ограничена и такая полезная при обучении функция, как демонстрация экрана — в групповом видеочате она возможна только после оплаты. Но и бесплатных функций этого ресурса вполне достаточно для организации качественного общения на расстоянии.
Еще один ресурс подобного типа — ooVoo http://www.oovoo.com/home.aspx. Функционал примерно тот же, что и у Skype, но немного шире возможности бесплатной видеосвязи — до 12 участников в групповом чате и возможность демонстрации экрана. Минус этой системы мгновенного обмена данными в его недостаточно широком распространении, поэтому перед началом работы придется пройти регистрацию. Однако, в этом же кроется и несомненный плюс данного ресурса: ученик при общении с учителем не будет отвлекаться на сторонние сообщения от своих друзей)).
Итак, связь налажена. Второй вопрос — как организовать обучение? Какие инструменты использовать для совместной работы над заданием, для организации обратной связи? Очень неудобно выполнять вычисления на листе, а затем передавать сканированный файл или демонстрировать этот листок перед видеокамерой. Здесь на помощь пришли два очень полезных ресурса: google-документ и виртуальная доска. Кратко опишем возможности этих ресурсов.
Google-документ. Первый шаг — создание аккаунта в Google https://accounts.google.com/SignUp?hl=ru . Полезным последствием этого простого шага является подключение к виртуальному  google-диску. На этом диске вы можете создавать и хранить текстовые документы, электронные таблицы, презентации, рисунки, формы, собирать их в папки. Можно загрузить файлы или папки с жесткого диска. Бесплатно используемый объем  google-диска составляет 15 Гб, при оплате вы можете расширить этот объем до 100 Гб или до 1Тб. Основное преимущество любого  google-документа в возможности его совместного просмотра и редактирования. Как это сделать? После создания в два клика нового документа (Создать — Новый документ) настраиваем доступ к документу (по умолчанию документ доступен только для создателя). В правом верхнем углу выбираем опцию Настройки доступа. Вам будет предложено дать имя документу и выбрать варианты доступа. Вариантов несколько — можно открыть доступ всем, кто есть в Интернете, всем, у кого есть ссылка на данный документ, либо по приглашению, высылаемому по электронной почте. Права пользователей также настраиваются: им можно разрешить только просмотр, можно разрешить загрузку, а также редактирование  файла. Удобнее всего выбирать доступ по ссылке на документ с возможностью его редактирования. В этом случае достаточно переслать ссылку на документ ученику (например, в Skype) и вы можете совместно в нем работать. 
Виртуальная доска
По запросу «Интерактивная виртуальная доска» поисковик выдает огромное количество ресурсов. Функционал этих досок отличается, поэтому для достижения разных целей можно подобрать соответствующий ресурс. Рассмотрим некоторые из них. 
Первый ресурс - http://www.scribblar.com/ До недавнего времени этот ресурс предоставлял ограниченные возможности бесплатно (два участника совместной работы). В настоящее время бесплатной версии нет, для работы нужно выкупить один из пакетов. Возможности доски обширные. Можно использовать инструмент Карандаш или Перо для создания рисунка, записей на доске. Можно вставлять готовые фигуры для создания чертежа, передвигать и редактировать элементы рисунка. Можно вставить текст. Можно сделать мгновенный снимок экрана. Можно закачать файл для передачи его собеседнику или для демонстрации на доске. Но отличительной особенностью этой доски является возможность использовать указку, обращая внимание собеседника на отдельные фрагменты записей или рисунка. 
Второй ресурс - http://www.twiddla.com/ Возможности этой доски похожи на первую, однако отсутствует указка. Зато несомненным плюсом этой доски является встроенный редактор формул, доступный в бесплатной версии а также возможность работать на одной доске более двух пользователей
Google-документ и виртуальная доска при совместном применении с системой мгновенного обмена сообщениями позволяют обеспечить качественное обучение на расстоянии: формирование новых знаний и умений, их закрепление и контроль. Однако, для организации самостоятельной работы учащихся, самоконтроля знаний и умений  было бы большой ошибкой ограничиться только этими ресурсами. Интернет-рынок образовательных услуг предлагает достаточное количество  on-line систем проверки знаний. Причем, часть этих ресурсов сохраняет результаты проверки и заносит их в электронный журнал, то есть позволяет систематизировать контроль, отслеживать учителю развитие ученика. Широко известны ресурсы Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» и «Сдам ГИА»:http://reshuege.ru/teacher, http://sdamgia.ru/teacher . Эти системы содержат раздел для централизованного контроля уровня подготовки учащихся учителем. Цитата с сайта:
«Учитель может составить неограниченное количество необходимых ему проверочных работ, воспользовавшись случайным генерированием теста, подобрав определённые задания из каталога или включив в работу собственные задания.
•Для каждой работы система выдаст индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который нужно сообщить учащимся. Учащиеся  вводят полученную ссылку на странице «Ученику», проходят тестирование и сохраняют результаты.
•Если вы хотите, чтобы учащиеся увидели правильные решения заданий после окончания работы, выбирайте «Составить домашнюю работу». При выборе «Составить контрольную работу»: номера заданий в тексте работы выводиться не будут, а набранные баллы, ответы и решения заданий появятся в статистике у учащихся только после проверки работы учителем.
•Система автоматически проверяет решения заданий частей А и В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения заданий части С. Учитель может просмотреть, оценить и прокомментировать их.
•Система запоминает созданные работы и результаты их выполнения: СТАТИСТИКА ПО НАПИСАННЫМ РАБОТАМ.
•Сводные результаты выполнения работ по каждой созданной учителем группе учащихся автоматически заносятся в КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ. Если учащиеся несколько раз выполнят одну и ту же работу, в журнал будут внесены все их результаты. 
• Можно так же СОЗДАТЬ ТЕСТ ИЗ ПОДОБРАННЫХ ЗАДАНИЙ, указав их номера по нашему каталогу или добавив в систему свои собственные задания.
•Вы также можете создать собственный курс в разделе Школа и дистанционно взаимодействовать с учащимися: размещать методические материалы, сообщать номера работ для контроля знаний, получать вопросы и отвечать на них.
Для работы с этим разделом необходимо зарегистрироваться (это быстро и бесплатно), иначе система не сможет узнавать вас и ваших учащихся.»
Менее известен ресурс «Досье школьного учителя математики» http://www.diagtest.ru/, так как это новый платный ресурс. Его отличие в том, что он предлагает текущий контроль знаний. Задачи ресурса — on-line тестирование, информация об успеваемости учащихся, уровень обученности учащихся в классе, диагностика пробелов в знаниях, организация коррекционной работы, родительский контроль. Ресурс активно развивается и, возможно, скоро станет необходимым инструментом школьного учителя. Стоимость услуги — 350 рублей за год за один класс (до 30 учащихся) и по 260 рублей в год за каждый дополнительный класс.
Еще один ресурс для самопроверки и контроля знаний — сайт «Ваш школьный помощник» http://school-assistant.ru/ .  Как заявляют создатели сайта «Школьный помощник — это сервис, который поможет закрепить знания, полученные в школе, или наверстать пропущенный материал. Наш проект создан для дополнительных занятий по предметам школьной программы: русский язык, математика, алгебра». На этом ресурсе нет возможности отслеживать результаты учащихся, но это неплохой инструмент для самоконтроля и коррекции знаний. Ценность его в систематизации знаний не в выпускных, а в 5-8 классах. 
При всех своих достоинствах все вышеперечисленные ресурсы обладают одним недостатком: их удобно использовать при индивидуальном обучении, либо при работе с малой группой в 3-5 человек. Для организации большей группы или класса есть специализированные  системы дистанционного обучения (СДО), например, Moodle или e-Learning, позволяющие создать обучающие курсы. Есть виртуальные классы, содержащие в себе функционал системы мгновенного обмена сообщениями, виртуальную доску и файлообменник. Широкие возможности электронного обучения предоставляет АСУ Сетевой город. Образование. Возможности этих ресурсов намного выше, чем у перечисленных в статье, но есть и свои проблемы. Например, работа в виртуальном классе выдвигает достаточно высокие требования к техническим характеристикам устройств доступа  к Интернет. В СДО и АСУ отсутствует возможность мгновенного обмена сообщениями (кроме текстового чата в СДО). 
Подведем итог. Интернет-рынок образовательных услуг предлагает широкий ассортимент инструментов для дистанционного обучения. Задача учителя — овладеть этим инструментарием и умело применять нужный ресурс для достижения поставленной цели.

Ссылки на ресурсы
Официальный сайт Scype http://www.skype.com/ru/
Официальный сайт ooVoo http://www.oovoo.com/home.aspx
Виртуальные доски http://www.scribblar.com/, http://www.twiddla.com/
Ресурсы Дмитрия Гущина http://reshuege.ru/teacher, http://sdamgia.ru/teacher
Досье школьного учителя математики http://www.diagtest.ru/
Ваш школьный помощник http://school-assistant.ru/ 

Источники:
1.    Закон об образовании в РФ от 2012 г. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 (дата обращения: 05.03.2015) 
2.    Федеральные государственные образовательные стандарты URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/336 (дата обращения: 07.03.2015)
3.    А.В.Соловов. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - URL: http://cnit.ssau.ru/news/book_solovov/index.html (дата обращения: 05.03.2015)
4.    Сатунина А.Е. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1 – С. 89-90  URL: www.science-education.ru/9-103 (дата обращения: 04.03.2015).
5.    Федеральный центр ИОР http://fcior.edu.ru/ 
6.    Депозитарий ЭОР http://eor.edu22.info/ 
 

Категория: Общие методики | Добавил: klop | Теги: дистант, дистанционные технологии, Электронное обучение
Просмотров: 983 | Загрузок: 114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Сегодня
clock for blog free часы для сайтов

Друзья сайта
  • Уроки информатики и ИКТ
  • Школьный сайт
  • Сайт школьного округа
  • Сайт РМО Кытмановского района
  • Комитет администрации Кытмановского района по образованию
  • Официальный сайт Кытмановского района
  • Клуб УГА
  • Современный учительский портал
  • Центр методической поддержки внедрения ПСПО в Алтайском крае
  • Стихи и песни моего сына
  • Группа IdeA в контакте

  • Погода в доме

    Внимание!

    Сайт РМО

    Удаленный доступ

    Copyright MyCorp © 2018
    Сайт создан в системе uCoz